07 декабря 2017 года
"Областная власть делает всё для того, чтобы жизнь нижегородцев была комфортной". Интервью и.о. министра финансов Нижегородской области О.Ю. Сулима
Интервью и.о. министра финансов Нижегородской области Ольги Юрьевны Сулима на тему "Формирование межбюджетных отношений на 2018 год"
- Ольга Юрьевна, бюджет на 2018 год утвержден депутатами Законодательного Собрания в первом чтении. Мы часто слышим о недофинансировании нашего областного центра со стороны регионального бюджета. Изменится ли ситуация в следующем году? Ощутят ли жители города на себе рост финансирования из областного бюджета?
- Нижний Новгород при формировании межбюджетных отношений никогда не находился в положении обиженного. Лучше всего об этом говорят цифры. Возьмём трехлетний период. С 2015 по 2017 год доходы города выросли на 25% или на 5 млрд. рублей. Большую часть из этих доходов составляет финансовая помощь из областного бюджета. То есть, межбюджетные отношения формируются таким образом, чтобы обеспечить ежегодный рост доходов.
- Каково финансовое положение Нижнего Новгорода по сравнению с другими региональными центрами Приволжского федерального округа? Традиционно наш город сравнивают с Казанью и отставание по ряду показателей налицо.
- Отставание в финансовой обеспеченности есть. Только не у Нижнего Новгорода от Казани, а наоборот. По объему доходов столица Татарстана уже на протяжении нескольких лет уступает Нижнему Новгороду. Впрочем, как и все остальные города ПФО. Приведу пример, доходы Нижнего Новгорода в 2015 году составили 24,1 млрд. рублей, в 2016 году – 28,4 млрд. рублей, план на 2017 год – 29,9 млрд. рублей. У Казани следующие доходы: 2015 год – 22,1 млрд. рублей, 2016 год – 22,4 млрд. рублей, план на 2017 год – 20,6 млрд. рублей.
Эти цифры из официальных источников. К сожалению, некоторые эксперты их в упор не видят и продолжают, как мантру, твердить о плачевном финансовом положении города, чего и рядом нет.
В следующем году Нижнему Новгороду посредством межбюджетных отношений обеспечен самый большой бюджет в ПФО – 28,8 млрд. рублей. Для первоначального прогноза это очень серьезная цифра. Первоначальный план доходов города на 2017 год составлял 25,5 млрд. рублей. Часть указанных средств поступит в бюджет города в виде субвенций на исполнение государственных полномочий. Но и без учета субвенций, доходы на исполнение собственных полномочий составят 17,1 млрд. рублей, что значительно больше доходов на исполнение собственных полномочий любого из городов ПФО. Например, у Казани – 14,1 млрд. рублей, у Самары – 14 млрд. рублей, у Уфы – 15 млрд. рублей.
Областная власть делает все для того, чтобы жизнь нижегородцев была комфортной. Я думаю, необходимо обратить более пристальное внимание на эффективность использования поступивших в бюджет Нижнего Новгорода средств.
У нас есть соответствующие инструменты. Например, министерство финансов может проводить казначейское сопровождение крупных муниципальных контрактов, реализуемых за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Что это такое? Фактически, это контроль и проверка подрядчиков и субподрядчиков всех уровней, являющихся исполнителями муниципальных контрактов. Это позволит избежать проблем со своевременным вводом в эксплуатацию уже профинансированных из бюджета объектов, подобных тем, какие возникли со строительством станции метро «Стрелка». Администрация города Нижнего Новгорода такого тщательного контроля не осуществляет.
- Напротив, в Нижегородских СМИ прозвучало, что «рейтинг Нижнего Новгорода заметно выше, чем рейтинг Нижегородской области». Так прокомментировал председатель бюджетной комиссии гордумы Нижнего Новгорода Марк Фельдман. Вы согласны с такой оценкой?
- Я ознакомлена с комментариями председателя бюджетной комиссии гордумы Марка Фельдмана, о якобы более высокой, чем у Нижегородской области, рейтинговой оценке города Нижнего Новгорода.
На самом деле, сравнение рейтинга, присвоенного Нижнему Новгороду А-(RU), и рейтинга, присвоенного Нижегородской области ВВ, проведено неграмотно.
Поскольку, рейтинг г. Нижнего Новгорода А-(RU) – это рейтинг по национальной шкале, присвоенный Нижнему Новгороду национальным рейтинговым агентством АКРА.
Рейтинг Нижегородской области ВВ – это рейтинг по международной шкале, присвоенный Нижегородской области международным рейтинговым агентством Фитч Рейтингс (Fitch Ratings).
Также международным рейтинговым агентством Фитч Рейтингс был присвоен Нижегородской области и рейтинг по национальной шкале — «АА-(rus)» со «Стабильным» прогнозом, которые как раз и правильнее было бы сравнивать друг с другом.
Таким образом, мы видим, что рейтинг Нижегородской области по национальной шкале (АА-(rus)) на три шага выше, чем рейтинг по национальной шкале у Нижнего Новгорода (А-(RU)).
В связи с изменением федерального законодательства (Закон РФ от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ») с июля 2017 года национальные рейтинги имеют право присваивать только рейтинговые агентства, аккредитованные Центральным банком Российской Федерации. На сегодня аккредитацию получили два российских рейтинговых агентства – АКРА и «Эксперт РА».
На основании этого Нижним Новгородом в сентябре 2017 года было отобрано рейтинговое агентство АКРА, которое в ноябре присвоило рейтинг по национальной шкале г.Н.Новгороду.
Нижегородская область также провела в октябре 2017 года отбор рейтингового агентства для присвоения области рейтинга по национальной шкале. Победителем признано рейтинговое агентство «Эксперт РА». Присвоение рейтинга по национальной шкале Нижегородской области ожидается в конце декабря 2017 г. – начале январе 2018 г.