Войти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создать аккаунт

Обязательные поля помечены звездочкой (*).
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *

Новости

16 июля 2020 года

Ольга Юрьевна СУЛИМА, министр финансов Нижегородской области

Нижегородская область не стала исключением из числа субъектов РФ, которые столкнулись со сложной экономической ситуацией, вызванной в том числе карантинными мерами из-за коронавируса. Режим повышенной готовности в связи с распространением инфекции в соответствии с указом губернатора области Г. С. Никитина был введен с 13 марта. Последствия для бюджета мы почувствовали уже в конце марта.

Первоначальный прогноз по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Нижегородской области на 2020 год составлял

191 миллиард рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы — 153,3 миллиарда рублей. Наибольший удельный вес в региональном бюджете занимают налог на прибыль — 51,4 миллиарда рублей, НДФЛ — 52,4 миллиарда рублей, налог на имущество организаций — 11,8 миллиарда рублей.

diagramma

Поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области, млрд рублей

За январь — апрель в региональный бюджет по отношению к прогнозу на этот период недопоступило 3,8 миллиарда рублей налогов, в основном за счет недополучения НДФЛ, налога на имущество организаций и налога, взимаемого в связи с применением УСН. Местные бюджеты недополучили 328 миллионов рублей, по большей части из-за снижения поступлений НДФЛ.

Поправки в бюджет

В мае мы приняли поправки в областной бюджет на 2020 год в части уменьшения налоговых и неналоговых доходов на 6,6 миллиарда рублей, то есть в размере прогнозируемых потерь за апрель — май текущего года. В качестве источника покрытия потерь по доходам предусмотрено привлечение коммерческих кредитов. По предварительным прогнозам, объем потерь по налогам до конца 2020 года может составить более 10% налоговых и неналоговых доходов. Пока сложно спрогнозировать все последствия, с которыми столкнется бюджет области к концу года. Возможно, что во втором полугодии потери по доходам еще увеличатся и придется рассматривать вопрос дальнейшего увеличения объемов банковских кредитов.

В целях компенсации снижения поступлений в 2020 году налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов в связи с пандемией принято распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2020 № 1378-р, предусматривающее распределение между субъектами РФ 100 миллиардов рублей.

Нижегородской области предусмотрена дотация на сбалансированность бюджета в сумме 635,5 миллиона рублей. Рассчитываем также получить дотацию на компенсацию потерь из второго транша дотаций.

Кроме того, в апреле — мае текущего года Нижегородской области предусмотрены дополнительные целевые средства из федерального бюджета в размере 2,8 миллиарда рублей. Эти деньги предназначены для обеспечения медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией и на выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам.

Меры поддержки

В Нижегородской области приняты свои региональные меры поддержки наиболее пострадавших от введения режима повышенной готовности предприятий реального сектора экономики и граждан, в том числе самозанятых. В частности, для предприятий предусмотрено возмещение части расходов на оплату труда работников, расходов на оплату коммунальных услуг. Для граждан, состоящих на учете в качестве безработных, предполагается доведение общего размера их ежемесячного дохода до прожиточного минимума трудоспособного населения.

Для самозанятых граждан, деятельность которых приостановлена в связи с ведением режима повышенной готовности, а также для пострадавших транспортных предприятий установлены выплаты из областного бюджета. Кроме того, пострадавшие от ухудшения экономической ситуации в связи с коронавирусом субъекты предпринимательства в сферах, включенных в федеральный перечень, могут воспользоваться льготными микрозаймами под ставку до 6% годовых на любые цели сроком до трех лет. В областном бюджете 2020 года на эти цели предусмотрено 100 миллионов рублей.

По предварительным расчетам, дополнительная потребность регионального бюджета на реализацию мер поддержки бизнеса и граждан составляет более 2 миллиардов рублей. На профилактику и противодействие распространению коронавирусной инфекции в региональном бюджете предусмотрено около 1 миллиарда рублей. Из них наибольший объем средств направлен на следующие мероприятия:

  • строительство и оснащение нового корпуса инфекционной больницы;
  • выплаты стимулирующего характера медицинским работникам;
  • приобретение аппаратов искусственной вентиляции легких;
  • обеспечение питанием и помещениями для проживания медицинских работников, задействованных в лечении больных с коронавирусной инфекцией;
  • приобретение средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств для государственных учреждений.

В качестве источников финансирования данных направлений предусмотрено сокращение расходов на проведение массовых культурных и спортивных мероприятий, отмененных в связи с введением ограничительных мер, содержание органов исполнительной власти, а также экономия по строительству отдельных объектов адресной инвестиционной программы.

Финансовый контроль

Министерство финансов Нижегородской области является органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по государственному финансовому контролю на территории региона. Приоритетным направлением контрольной деятельности в настоящее время является непрерывный контроль за реализацией национальных и федеральных проектов. Мы планомерно проводим комплексную и скоординированную работу по недопущению фактов нарушений законодательства при использовании бюджетных средств, в том числе фактов нецелевого расходования средств, поставки товаров, выполнения работ, не соответствующих условиям контрактов и договоров, нарушения условий соглашений о предоставлении бюджетных средств.

В условиях действия режима повышенной готовности, а также с учетом ограничений на проведение выездных проверок все контрольные мероприятия в настоящее время проводятся дистанционно в форме камеральных проверок и камеральных обследований. Всю необходимую информацию ревизоры получают из информационно-аналитических и государственных информационных систем (ЕИС, «АЦК-Финансы», «АЦК-Госзаказ», «Электронный бюджет» и другие). Недостающую информацию объекты контроля предоставляют по электронным каналам связи, в том числе с использованием системы электронного документооборота. Для подтверждения наличия поставленных товаров и фактов выполнения ремонтных работ объекты контроля предоставляют фотоматериалы.

Кроме того, приняты дополнительные меры по усилению контроля за приемкой региональными заказчиками товаров по государственным контрактам и договорам, в первую очередь оборудования, закупаемого в рамках национальных и федеральных проектов. На стадии исполнения заключенных контрактов проводим обследования, то есть осуществляем предварительный контроль.

Организация работы в период карантина

Автоматизация бюджетных процессов с использованием передовых информационных технологий в рамках «Электронного бюджета», система электронного документооборота, современная компьютерная техника позволяют обеспечить эффективную работу в удаленном режиме. Для повышения качества и оперативности принятия решений на протяжении вот уже ряда лет мы активно используем современные форматы общения с помощью интернета. Это и онлайн-консультации, и информационная поддержка по работе с системами участников бюджетного процесса, и различные вебинары. Даже публичные слушания по проекту областного бюджета и по проекту закона об исполнении бюджета мы уже пятый год проводим в онлайн-формате на портале «Бюджет для граждан».

В связи с карантинными мерами второй месяц более 60% сотрудников Министерства финансов региона работают в дистанционном режиме. Работа налажена с полным доступом сотрудников к их рабочим местам, все идет в плановом режиме: планы, отчеты, реестры, передвижки ассигнований, открытие бюджетных обязательств, закупки, платежки, электронный бюджет и т. д. В первую очередь на удаленный доступ перевели сотрудников, имеющих несовершеннолетних детей, тех, кому более 60 лет, и добирающихся на работу на общественном транспорте.

Взаимодействие осуществляем с помощью электронной почты, системы электронного документооборота, телефона и конференц-связи. С Законодательным собранием области, органами исполнительной власти, МСУ также взаимодействуем через видео-конференц-связь.

Работа в удаленном доступе показала свою дееспособность, хотя, конечно, иногда сотрудникам не хватает реального общения с коллегами, друзьями и энергетики единой команды. Надеемся на то, что в скором времени мы вновь объединимся, а главное — на то, что наши пессимистические прогнозы по бюджету 2020 года не сбудутся!

Финансово-экономический журнал "Бюджет" №6 (210) ИЮНЬ 2020

 

0Плохо0